Тема недели: Космос. День космонавтики. 10.04-14.04
Астрономия многим взрослым представляется очень
сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо
всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не
поймешь», - частый ответ.
Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.
Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней.
Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.
Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней.
Лучше всего начать
рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца.
Старайтесь объяснить
все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик
или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это
Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком
вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая
вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда - только
полумесяц.
Поскольку размеры
Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления
на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите
его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше.
Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него
тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими.
Ведь они очень далеко от Земли.
Если ребенок будет
интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать
ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по
отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Посмотрите вместе с
детьми мультфильмы о космосе:
· «Тайна красной планеты»
· «Загадочная планета»
· «Незнайка на
Луне»
Почитайте вместе ·
Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах», фантастическую сказку Уэллса
Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
Расскажите о первом космонавте
Ю.А. Гагарине, проявите у ребенка чувства гордости за достижения отечественных
ученых и космонавтов.
Постарайтесь ответить
на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не
отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в
энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы
покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.
Играем с ребенком дома:
- Игра
«Почему бывают день и ночь»
Ход игры: расскажите,
что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как
юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У
нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от
„макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не
протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается
солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине
земного шара день, на неосвещенной — ночь».
Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните,
что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и
предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход), север — ...
(юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара).
Попросите ребенка найти слова, противоположные по
смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на
востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит —
заходит, восток — запад.
Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые
имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок,
солнце, светлеть.
Предложите изменять слова по образцу: восход —
восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной),
пасмурно — ... (пасмурный).
Спросите, каким может быть: утро... (раннее,
солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?
- Игра
«Звезды»
Ход игры: скажите
ребенку, что Солнце кажется намного больше, чем звезды, потому что
находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребенка, знает ли он, что луч
света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят
к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!
Предложите ребенку подобрать синонимы (слова,
близкие по значению) к словам:огромный ... (грандиозный, громадный), быстрый
... (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания
с каждым из этих слов. Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый — ...
(медленный), огромный — ... (крохотный).
- Игра
«Почему в космос летают на ракете»
Ход игры: расскажите:
«Существует земное притяжение. Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни
бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни
подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение,
надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может
лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребенку расположить слова
по порядку (по мере возрастания — убывания): огромный, большой, громадный,
большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.
- Игра
«Зачем лететь в космос?»
Ход игры: спросите:
«Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно, холодно, на каждом
шагу подстерегают опасности...» Расскажите, что воздух мешает отчетливо
видеть звезды с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички
дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы мечтают
построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, можно
наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос,
получает задание от астрономов.
Попросите ребенка определить, какие из этих слов
употреблены в прямом, а какие — в переносном значении: темная ночь, темные
мысли, темное небо, темные дела, темные волосы, темный цвет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий