04.04.22.Лексическая тема
ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ, РЕК И ОКЕАНОВ
пескарь ‒ пескарище осьминог‒ осьминожище рак ‒ рачище
нарвал‒ нарвалище кальмар ‒ кальмарище креветка ‒ креветище
2. «Сосчитай 2,5» (согласование числительных с сущ. в роде, числе и падеже)
Один чёрный краб два чёрных краба пять чёрных крабов
Одна плоская камбала две плоских камбалы пять плоских камбал
Один электрический скат два электрических ската пять электрических скатов
Одна конусная ракушка две конусных ракушки пять конусных ракушек
Одна острозубая мурена две острозубых мурены пять острозубых мурен
Одна радужная форель две радужных форели пять радужных форелей
3. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» образование притяжательных прилагательных
У щуки плавники чьи?‒ ... щучьи У рыбы потомство чьё? ‒…рыбье
У рыбы чешуя чья?‒ ... рыбья У черепахи панцирь чей?‒ ... черепаший
У кита ус чей?‒... китовый У дельфина глаза чьи?‒ ... дельфиньи
У акулы туловище чьё? ‒... акулье У лосося икра чья?‒ ... лососевая
4. «Подбери признаки и действия»
Караси какие? – маленькие, проворные, быстрые, юркие, золотистые,…
Дельфин какой? – серый, большой, добрый, умный, плавающий,…
Медуза какая? – прозрачная, крупная, жалящая, холодная, ядовитая,…
Рыбы что делают? – спасаются, охотятся, ловят, прячутся, ныряют, питаются, откладывают, плавают…
5. «Дружная семейка» упражнять в подборе родственных слов
Рыба‒ ... рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
6. «Четвертый лишний»
Касатка, кашалот, дельфин, водоросли.
Лишнее слово «водоросли», потому что
это растение, а все остальные – морские млекопитающие.
Сом, щука, осьминог, ёрш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум.
Морская звезда,
морской конёк, морская волна, морской ёж.
21.03.22. Лексическая тема « Перелетные птицы»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
• рассмотреть вместе с ребенком перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах: скворца, ласточку, журавля, соловья, стрижа, жаворонка, грача, аиста. ; закрепить обобщающее понятие «дикие перелетные птицы»;
• обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;
• обратить внимание на внешний вид, отличительные особенности птиц; рассказать, откуда они к нам прилетают весной, чем питаются, и какую пользу приносят перелетные птицы.
Задание 2. Грамматическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): ласточка – ласточки; грач – грачи…
Ход игры: «Я назову одну птицу, а ты - несколько таких же. Ласточка – одна, а несколько - это кто?» (и так далее с названием других диких перелетных птиц и их птенцов)
Задание 3. Грамматическая игра «Закончи предложение»
На дереве гнездо, а на деревьях…. (гнезда)
На ветке сук, а на ветках….(сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу….(деревья).
У птички перо, а у птичек (перья).
Задание 4. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными): один журавль, два журавля, три журавля, четыре журавля, пять журавлей; первый журавль, второй журавль, третий журавль, четвертый журавль, пятый журавль.
Ход игры: «Представим, что прилетела целая стая журавлей, давай их посчитаем на пальчиках: один журавль, два журавля….пять журавлей.
А теперь назовем, какие по счету птицы: первый журавль, второй журавль ….пятый журавль (и так далее с названием всех диких перелетных птиц).
Задание 5. Пересказ рассказа «Предвестники весны».
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
1. Прочитать рассказ.
2. Предложить ребенку ответить на вопросы полным предложением: Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?
3. Объяснить ребенку выражение «предвестники весны».
4. Предложить ребенку выразительно рассказать этот рассказ.
Задание 6. Вырезать картинки с изображением перелетных птиц и вклеить их в альбом.
Также целесообразно ознакомить родителей с лексикой и объемом речевых навыков по лексической теме «Дикие перелетные птицы»
1. Предметный словарь: птица, стая, ласточка, грач, дрозд, соловей, жаворонок, зяблик, скворец, трясогузка, журавль, аист, цапля, вьюрок; птенец, яйцо.
ЧАСТИ ТЕЛА: голова, туловище, шея, грудка, хвост, лапы, перепонки., когти, клюв, крыло, пух, перья, оперенье, хохолок.
ЖИЛИЩЕ: гнездо, скворечник, скалы, деревья; лес, город, озеро; материал: прутики, веточки, травинки, перья, пух, солома, мох.
ПИЩА: насекомые, крошки, зерно, семечки, мелкая рыбка, лягушки, трава, ягода.
2. Глагольный словарь: улетать (в тёплые края, возвращаться, прилетать (из тёплых стран, вить, строить (гнёзда, гнездиться, откладывать (яйца, высиживать (птенцов, согревать, вылупляться, заботиться, учить, кормить, клевать, щебетать, петь, уничтожать (вредных насекомых).
3. Словарь признаков: перелётные, разноцветные, пестрые, крупные, маленькие, длинноногий, остроклювый, длинношеий, длиннохвостый, чернокрылый, певчие, шумные, голосистые, быстрые, шустрые, неторопливые, важные, болтливые, любопытные, заботливые, мудрые, насекомоядные.
4. Словарь антонимов: зимующие – перелетные; яркий – невзрачный.
Дети должны усвоить:
1. Названия птиц, птенцов, названия жилища, части тела, питание.
2. Обобщающее понятие «дикие перелетные птицы» (живут в лесу, в городе, сами о себе заботятся: добывают пищу, сами себя лечат, сами строят жилище; осенью улетают зимовать в теплые края, весной возвращаются.)
21.03.22. Лексическая тема « Перелетные птицы»
7. 12.2020. Тема: Дикие животные наших лесов. Символы согласных звуков.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, ВОЛК,
ВОЛЧИЦА, ВОЛЧОНОК, ЗВЯЦ, ЗАЙЧИХА, ЗАЙЧОНОК, ЛИСА, ЛИСИЦА, ЛИС, ЛИСЕНОК, НОРА,
ЛОГОВО, БЕЛКА, БЕЛЬЧОНОК, ДУПЛО, ЛОСЬ, ЛОСИХА, ЛОСЕНОК, РОГА, ЁЖ, ЕЖИХА,
ЕЖОНОК, КАБАН, КАБАНИХА, КАБАНЧИК, БАРСУК, БАРСУЧИХА, БАРСУЧОНОК, ЛЕС, ПОЛЯНА,
ПЛУТОВКА, ЛАПА, ШЕРСТЬ, КОГТИ, НОС, УШИ, КОПЫТА, ХВОСТ. МОРДА, РЫЛО, ПАСТЬ,
ЗВЕРИ, ДЕТЕНЫШИ, КУСТЫ, ДЕРЕВЬЯ, МЫШЬ, РЫСЬ, ЕНОТ, БОБР, ОЛЕНЬ, КУНИЦА, КЛЫКИ,СОБОЛЬ,
НОРКА, КРОТ, БЕРЛОГА, ШАТУН.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: БУРЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, ХИТРАЯ, ХИЩНЫЙ, СЕРЫЙ,
НЕУТОМИМЫЙ, СТРАШНЫЙ, ГУСТАЯ (ШЕРСТЬ), РЫЖАЯ, ДИКИЕ, ПУШИСТАЯ, ЛОВКАЯ,
ОСТОРОЖНЫЙ, БЫСТРАЯ, БЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ДЛИННОУХИЙ, ЛОПОУХИЙ, ЧУТКИЕ (УШИ),
КОСОЙ, ПУГЛИВЫЙ, БАРХАТНАЯ, КОЛЮЧИЙ, ВОЛЧЬЯ, ПОЛОСАТЫЙ.
ГЛАГОЛЫ: БРОДИТ,
ЛАЗАЕТ, РЕВЕТ, ДЕРЕТ (ЛЫКО), ПРЫГАЕТ, СКАЧЕТ, РЫЧИТ, СКАЛИТСЯ. ОХОТИТСЯ,
СПАСАЕТСЯ, ВОЕТ, ГРЫЗЕТ, РОЕТ, БЕГАЕТ, «ДАЛ СТРЕКАЧА», СОБИРАЕТ, ЗАПАСАЕТ,
ХРЮКАЕТ, НЮХАЕТ, ПРИНЮХИВАЕТСЯ, ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, ПРИТАИЛСЯ, КОЛЕТСЯ, КРАДЕТСЯ,
СОСЕТ, ЗАЛЕГАТЬ, ВПАДАТЬ.
19.10.2020. Тема: Домашние птицы. Повторение звуков А, У.
5.10.2020. Тема: Лес. Хвойные и лиственные деревья.
14.09.2020. Тема : Осень. Осенние месяцы.
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
4. Предложите ребёнку посмотреть мультфильм «Лунтик и его друзья»: 183 серия – «Жёлтый лист».
25.05.2020. Тема: Школьные принадлежности.
18.05.2020. Тема: Насекомые.
2. Буква Ъ.
Для повторения изученных букв используем альбом № 2 "Играем, пишем,читаем" Стр.384. «Насекомые» (с. 38) Задачи. Учим ребенка разгадывать ребусы, вставлять пропущенные в слове буквы, обобщая их (согласные в слове насекомые). Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа. Закрепляем знания по теме «Насекомые». Ход игры. Ребенок разгадывает ребусы, комментируя ход своих рассуждений, записывает разгаданные слова (бабочка, стрекозы), выполняет звуковую и слоговую схемы разгаданных слов. Затем он обобщает названия отгаданных предметов (насекомые). Проанализировав недописанное справа слово насекомые, ребенок вставляет пропущенные буквы (Н, С, К, М), обобщая их как согласные. В конце игры ребенок рисует знакомых ему насекомых.
5. «Кто сел, а кто съел» (с. 38) Задачи. На примере слов села и съела закрепляем знания о функции твердого знака. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов с Ъ. Учим ребенка самостоятельно дописывать пропущенное в предложении слово, понятное по смыслу. Закрепляем навык составления небольшого рассказа по сюжетной картинке и умение заканчивать рисунок по точкам.
1. Назови цветы, которые знаешь.
2. Назови садовые цветы, полевые, лекарственные растения, растения занесенные в Красную книгу.
3. Назови части цветка. (корень, стебель, лист, бутон, лепестки)
4. Назови какой:
Тюльпан (какой?), незабудка (какая?), роза (какая?).
5. Посчитай до 5:
1 красная роза, 2 красные розы…, полевой лютик, лечебный цветок.
6. Назови ласково:
Луг, сад, поле, клумба, корень, стебель, лист, бутон, лепесток, букет, венок, роза, ромашка, тюльпан.
7. Составь предложения со словосочетаниями из задания № 5.
8. Составь рассказ о своем любимом цветке по плану:
Что это?
Какие части у этого цветка?
Садовый или полевой этот цветок?
Какая польза от этого цветка (он служит кормом животным, из него можно сделать венок, букет, это лекарственное растение)
9. Нарисуй букет, который ты подарил(а) бы маме.
Звук и буква Ц.
«Играем, пишем, читаем» альбом № 2.
Задание 5. «Соня — садовод» (с. 32) Задачи. Закрепляем знания о правилах написания предложения: первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится знак («.», «!», «?»). Продолжаем закреплять умение анализировать предложение по количеству слов, дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение и составлять его схему. Закрепляем умение определять в предложении предлоги (ИЗ, ЗА, НА) и выделять их на схеме предложения, как отдельное «маленькое слово». Тренируем умение дописывать в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение различать садовые и полевые цветы. Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.
Ход игры. Игра проходит в два этапа.
1. Ребенок читает название рассказа, который нужно придумать по этой картинке. Рассматривая картинку, ребенок отвечает на вопросы взрослого по ее сюжету. Читает предложения, написанные под картинкой, анализирует их схемы, дописывает недостающие предлоги («маленькие слова» за, на), знак («.» или «!») во втором и слово (растут) в последнем предложениях.
Рисует схемы ко второму и третьему предложениям. Затем читает исправленный текст от начала до конца. После этого взрослый предлагает снова вспомнить название рассказа, объяснить, что значит садовод, и составить рассказ о том, как девочка Соня выращивала цветы.
2. Ребенок рассматривает картинки под текстом. Дает обобщающее название изображенным предметам: цветы. Взрослый предлагает проанализировать и дописать это слово, вставляя и обобщая буквы (согласные). Затем ребенок называет каждый цветок, вспоминает, к какому виду он относится (садовый или полевой), объясняет, почему цветы называются полевыми и садовыми, вспоминает, какие еще цветы относятся к тому и другому виду. Взрослый предлагает составить из цветов на картинке два букета, распределив их по видам. Чтобы догадаться, в какой из двух ваз должен находиться каждый цветок, ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слов, написанных под вазами (садовые, полевые), дописывает пропущенные буквы. Затем указывает стрелками, в какую из ваз нужно поставить каждый цветок. В конце игры ребенку предлагается нарисовать в вазах свои букеты из полевых и садовых цветов.
6. «Нарцисс» (с. 32) Задачи. Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Ребенок должен назвать нарисованный цветок и рассказать все, что о нем знает. Взрослый подсказывает, что название этого цветка написано внутри рисунка. Узнавая недописанные буквы и комментируя их правильное написание, ребенок объясняет, как нужно прочитать название этого цветка (по часовой стрелке). В заключение ребенок самостоятельно пишет слово нарцисс и составляет его звуковую и слоговую схемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий