Тема недели: Профессии. 12.12-16.12
Все без исключения родители
хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы
они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по
душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить
к чему тяготеет их ребенок больше всего.
Знакомство детей с
профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение
работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном
поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом
взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них
проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
Как рассказать детям о
профессиях. Советы
Например, во время прогулки
учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром
дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять
в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших
машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно
составили все на полках.
Нужно рассказать детям о
профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для
других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы
потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами.
Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится
приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите
грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение
по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает
пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и
пол мыть нужно, и мусор возить.
Так же знакомство детей с
профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным
инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.
Детям о профессиях можно
узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или
фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в
магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей
разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает,
выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.
В каждой семье по-разному
подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком
объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим
растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению
или письму и когда рассказать о профессиях.
Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования
отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в
человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок
развивается.
Когда ребенка знакомить с
профессиями?
Начинать рассказывать
некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего
возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во
взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи
осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем
совершенно не имеют представления.
Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети
встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта,
дворники, врачи, милиционеры. Когда
ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и
рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.
С 3-4 лет дети уже немного
должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем
заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна
дополняться.
Как познакомить ребенка с
профессиями?
Походы на рабочие места и
экскурсии. Чтобы рассказать малышу о
таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в
столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных
примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец
взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и
т.д. Познакомить ребенка с пожарниками,
рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее
место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и
разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.
Чтение книг
Многие детские поэты и
писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих
произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?»
А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков –
«Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер –
«Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях:
«Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр»,
«Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый»,
«Музыкант» и др. Читая произведение и
показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник,
почтальон или механик.
Ролевые игры
Еще одним способом описать
малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда
он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в
учителя, врача или милиционера. Для
этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в
педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому
сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные
средства , специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного
движения), так и купленные тематические
наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме
знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.
Дидактический материал: детям
о профессиях Производители детской
продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков
разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий
в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир –
выбивает чек. Рассматривая изображения
вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний
вид работника и нарисованные аксессуары.
Как следует знакомить ребенка
с профессиями
Есть некий план (схема), что
за чем следует делать:
- Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
- Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
- В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
- Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
- Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.
- Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
- В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.
Комментариев нет:
Отправить комментарий