Лес-наше богатство
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема
взаимодействия человека с природой.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности
ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для
этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось
состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение
атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был
здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в
семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им
какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их
бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей –
воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к лесу у детей.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого
труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно
показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько
труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не
может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки,
растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со
стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей.
Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую
ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное
отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми
разнообразными способами.
• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость
бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
•Покажите, что лес – один из источников достатка и
благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что
созданы природой.
• Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.
• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и
человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на
насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои
«ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и
постепенно отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть
птицу с гнезда.
• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать
в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения,
занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами,
рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как
мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен
хорошо знать правила поведения в лесу.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой:
пусть побродит, отыщет что-то необычное, тихо
посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит
вокруг себя.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни
лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые
разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь
природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том
случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с
детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе,
на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и
заботливо относиться к лесу.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий