Страничка учителя-логопеда


04.04.22.Лексическая тема 

                 ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ, РЕК И ОКЕАНОВ

 

1.    «Великаны» словообразование сущ. с увеличительными суффиксами
пескарь ‒ пескарище осьминог‒ осьминожище рак ‒ рачище 
нарвал‒ нарвалище кальмар ‒ кальмарище креветка ‒ креветище
 
2.    «Сосчитай 2,5» (согласование числительных с сущ. в роде, числе и падеже)
Один чёрный краб два чёрных краба пять чёрных крабов
Одна плоская камбала две плоских камбалы пять плоских камбал
Один электрический скат два электрических ската пять электрических скатов
Одна конусная ракушка две конусных ракушки пять конусных ракушек
Одна острозубая мурена две острозубых мурены пять острозубых мурен
Одна радужная форель две радужных форели пять радужных форелей
 
3.    «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» образование притяжательных прилагательных
У щуки плавники чьи?‒ ... щучьи У рыбы потомство чьё? ‒…рыбье
У рыбы чешуя чья?‒ ... рыбья У черепахи панцирь чей?‒ ... черепаший
У кита ус чей?‒... китовый У дельфина глаза чьи?‒ ... дельфиньи
У акулы туловище чьё? ‒... акулье У лосося икра чья?‒ ... лососевая
 
4.    «Подбери признаки и действия»
Караси какие? – маленькие, проворные, быстрые, юркие, золотистые,…
Дельфин какой? – серый, большой, добрый, умный, плавающий,…
Медуза какая? – прозрачная, крупная, жалящая, холодная, ядовитая,…
 
Рыбы что делают? – спасаютсяохотятся, ловят, прячутся, ныряют, питаются, откладывают, плавают…
 
5.    «Дружная семейка» упражнять в подборе родственных слов
Рыба‒ ... рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
 
6.    «Четвертый лишний»
Касатка, кашалот, дельфин, водоросли. 
Лишнее   слово «водоросли»,  потому  что 
это  растение,   а   все  остальные – морские млекопитающие.
Сом, щука, осьминог, ёрш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум.

Морская звезда, морской конёк, морская волна, морской ёж. 


21.03.22. Лексическая тема « Перелетные птицы»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

• рассмотреть вместе с ребенком перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах: скворца, ласточку, журавля, соловья, стрижа, жаворонка, грача, аиста. ; закрепить обобщающее понятие «дикие перелетные птицы»;

• обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

• обратить внимание на внешний вид, отличительные особенности птиц; рассказать, откуда они к нам прилетают весной, чем питаются, и какую пользу приносят перелетные птицы.

Задание 2. Грамматическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): ласточка – ласточки; грач – грачи…

Ход игры: «Я назову одну птицу, а ты - несколько таких же. Ласточка – одна, а несколько - это кто?» (и так далее с названием других диких перелетных птиц и их птенцов)

Задание 3. Грамматическая игра «Закончи предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях…. (гнезда)

На ветке сук, а на ветках….(сучья).

В гнезде птенец, а в гнездах (птенцы).

На дворе дерево, а в лесу….(деревья).

У птички перо, а у птичек (перья).

Задание 4. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными): один журавль, два журавля, три журавля, четыре журавля, пять журавлей; первый журавль, второй журавль, третий журавль, четвертый журавль, пятый журавль.

Ход игры: «Представим, что прилетела целая стая журавлей, давай их посчитаем на пальчиках: один журавль, два журавля….пять журавлей.

А теперь назовем, какие по счету птицы: первый журавль, второй журавль ….пятый журавль (и так далее с названием всех диких перелетных птиц).

Задание 5. Пересказ рассказа «Предвестники весны».

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

1. Прочитать рассказ.

2. Предложить ребенку ответить на вопросы полным предложением: Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?

3. Объяснить ребенку выражение «предвестники весны».

4. Предложить ребенку выразительно рассказать этот рассказ.

Задание 6. Вырезать картинки с изображением перелетных птиц и вклеить их в альбом.

Также целесообразно ознакомить родителей с лексикой и объемом речевых навыков по лексической теме «Дикие перелетные птицы»

1. Предметный словарь: птица, стая, ласточка, грач, дрозд, соловей, жаворонок, зяблик, скворец, трясогузка, журавль, аист, цапля, вьюрок; птенец, яйцо.

ЧАСТИ ТЕЛА: голова, туловище, шея, грудка, хвост, лапы, перепонки., когти, клюв, крыло, пух, перья, оперенье, хохолок.

ЖИЛИЩЕ: гнездо, скворечник, скалы, деревья; лес, город, озеро; материал: прутики, веточки, травинки, перья, пух, солома, мох.

ПИЩА: насекомые, крошки, зерно, семечки, мелкая рыбка, лягушки, трава, ягода.

2. Глагольный словарь: улетать (в тёплые края, возвращаться, прилетать (из тёплых стран, вить, строить (гнёзда, гнездиться, откладывать (яйца, высиживать (птенцов, согревать, вылупляться, заботиться, учить, кормить, клевать, щебетать, петь, уничтожать (вредных насекомых).

3. Словарь признаков: перелётные, разноцветные, пестрые, крупные, маленькие, длинноногий, остроклювый, длинношеий, длиннохвостый, чернокрылый, певчие, шумные, голосистые, быстрые, шустрые, неторопливые, важные, болтливые, любопытные, заботливые, мудрые, насекомоядные.

4. Словарь антонимов: зимующие – перелетные; яркий – невзрачный.

Дети должны усвоить:

1. Названия птиц, птенцов, названия жилища, части тела, питание.

2. Обобщающее понятие «дикие перелетные птицы» (живут в лесу, в городе, сами о себе заботятся: добывают пищу, сами себя лечат, сами строят жилище; осенью улетают зимовать в теплые края, весной возвращаются.)



7. 12.2020. Тема: Дикие животные наших лесов. Символы согласных звуков.

 

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, ВОЛК, ВОЛЧИЦА, ВОЛЧОНОК, ЗВЯЦ, ЗАЙЧИХА, ЗАЙЧОНОК, ЛИСА, ЛИСИЦА, ЛИС, ЛИСЕНОК, НОРА, ЛОГОВО, БЕЛКА, БЕЛЬЧОНОК, ДУПЛО, ЛОСЬ, ЛОСИХА, ЛОСЕНОК, РОГА, ЁЖ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, КАБАН, КАБАНИХА, КАБАНЧИК, БАРСУК, БАРСУЧИХА, БАРСУЧОНОК, ЛЕС, ПОЛЯНА, ПЛУТОВКА, ЛАПА, ШЕРСТЬ, КОГТИ, НОС, УШИ, КОПЫТА, ХВОСТ. МОРДА, РЫЛО, ПАСТЬ, ЗВЕРИ, ДЕТЕНЫШИ, КУСТЫ, ДЕРЕВЬЯ, МЫШЬ, РЫСЬ, ЕНОТ, БОБР, ОЛЕНЬ, КУНИЦА, КЛЫКИ,СОБОЛЬ, НОРКА, КРОТ, БЕРЛОГА, ШАТУН.

 

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   БУРЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, ХИТРАЯ, ХИЩНЫЙ, СЕРЫЙ, НЕУТОМИМЫЙ, СТРАШНЫЙ, ГУСТАЯ (ШЕРСТЬ), РЫЖАЯ, ДИКИЕ, ПУШИСТАЯ, ЛОВКАЯ, ОСТОРОЖНЫЙ, БЫСТРАЯ, БЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ДЛИННОУХИЙ, ЛОПОУХИЙ, ЧУТКИЕ (УШИ), КОСОЙ, ПУГЛИВЫЙ, БАРХАТНАЯ, КОЛЮЧИЙ, ВОЛЧЬЯ, ПОЛОСАТЫЙ.

 

ГЛАГОЛЫ:   БРОДИТ, ЛАЗАЕТ, РЕВЕТ, ДЕРЕТ (ЛЫКО), ПРЫГАЕТ, СКАЧЕТ, РЫЧИТ, СКАЛИТСЯ. ОХОТИТСЯ, СПАСАЕТСЯ, ВОЕТ, ГРЫЗЕТ, РОЕТ, БЕГАЕТ, «ДАЛ СТРЕКАЧА», СОБИРАЕТ, ЗАПАСАЕТ, ХРЮКАЕТ, НЮХАЕТ, ПРИНЮХИВАЕТСЯ, ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, ПРИТАИЛСЯ, КОЛЕТСЯ, КРАДЕТСЯ, СОСЕТ, ЗАЛЕГАТЬ, ВПАДАТЬ.

 





19.10.2020. Тема: Домашние птицы. Повторение звуков А, У.

Знакомим детей с символами гласных звуков.


5.10.2020. Тема: Лес. Хвойные и лиственные деревья.






14.09.2020.  Тема : Осень. Осенние месяцы.

Рекомендации для родителей.
1.      Во время прогулки в парке, за городом предложите ребёнку понаблюдать за изменениями, которые произошли в природе, и рассказать о них. Помогите ребёнку запомнить приметы осени:
·         Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;
·         Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
·         Исчезли насекомые;
·         Собираются в стаи и улетают на юг птицы;
·         Дни стали короче – а ночи длиннее;
·         С полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
·         Люди стали теплее одеваться;
·         Дети пошли в школу.
2.      Прочитайте ребёнку стихотворение А. Плещеева «Осень». Обсудите с ребёнком, о каких приметах осени говорит поэт.
                        Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

3.      Прочитайте ребёнку рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребёнком, о каких приметах осени говорит писатель.
                                 Осень на пороге.
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.


4.  Предложите ребёнку посмотреть мультфильм «Лунтик и его друзья»: 183 серия – «Жёлтый лист».


25.05.2020. Тема: Школьные принадлежности.

1. Для знакомства со школьными принадлежностями используйте альбом № 4 Н.Э.Теремковой тема "Школьные принадлежности" задания 1-13.
2. Для повторения изученных букв альбом № 2 "Играем , пишем, читаем"
5. Буква Ч «Собираемся в школу» (с. 36)
Задачи. Закрепляем умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы. Тренируем умение различать Ч и Т. Закрепляем знания по теме «Школа и школьные принадлежности». Ход игры. Ребенок рассматривает изображение ранца и портфеля, называет эти предметы и объясняет их назначение. Комментируя свои действия, он дописывает слова ранец, портфель. Взрослый объясняет, что дети собирались в школу. Ученица собрала в ранец все предметы, в названиях которых есть Т, а ученик положил в портфель все предметы, где есть Ч. Ребенку нужно рассмотреть предложенные картинки. Затем под изображениями ранца и портфеля дописать (вставить в слова недостающие буквы) названия предметов, положенных в них. Взрослый просит объяснить, все ли верно было собрано учениками в школу. Ребенок вычеркивает слова, не относящиеся к школьным принадлежностям. Затем ему предлагается написать названия предметов, которые он взял бы с собой в школу. В заключение ребенок раскрашивает ранец, портфель и школьные принадлежности.
6. «Подпиши картинки» (с. 36)
 Задачи. Закрепляем знания о правильном написании слогов ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ. Тренируем умение различать Ч и Щ. На примере слов роща, чайник, чулок, щука закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Взрослый объясняет, что нужно выбрать из предложенных и написать недостающие буквы в слогах ча, ща; чу, щу. Ребенок зачеркивает ненужные буквы и, объясняя правило написания слогов ча, ща; чу, щу, дописывает заданные слоги. Ребенок называет предметы, нарисованные на картинках. Комментируя написание слогов ча, ща; чу, щу, он подписывает 
названия изображенных предметов, выполняет звуковые и слоговые схемы слов роща, чайник, чулок, щука.
7. «Пенал» (изограф) (с. 36)
 Задачи. Закрепляем умение разгадывать изографы. Развиваем умение узнавать знакомые буквы, написанные различными шрифтами. На примере слова пенал закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Тренируем умение дописывать в предложении недостающие слова и составлять схему предложения, выделяя в нем предлог как отдельное слово. Закрепляем знания о том, что первое слово в предложении начинается с заглавной буквы, а заканчивается предложение каким-либо знаком препинания («.», «!», «?»). Учим читать предложения с интонацией, соответствующей знаку в конце него. Ход игры. Как и в предыдущих играх с изографами, ребенок рассматривает изображение и угадывает загаданное слово (пенал). Пишет рядом с изографом слово пенал и обводит букву Е в изографе и в слове. После этого он читает недописанное предложение под картинкой и вписывает слово, заданное в изографе. Ребенок самостоятельно или с подсказкой взрослого должен объяснить правильное написание первого слова в предложении (с заглавной буквы), а в конце предложения поставить один из знаков препинания (на свое усмотрение) и прочесть предложение с соответствующей интонацией. В конце игры ребенок считает количество слов в предложении, выделяя предлог как «маленькое слово», и выполняет схему предложения

18.05.2020. Тема: Насекомые.

1.Для закрепления знаний о насекомых используйте альбом №4 Н.Э.Теремковой тема "Насекомые", рекомендуемые задания  с 1 по 14.

2. Буква Ъ.

Для повторения изученных букв используем альбом № 2 "Играем, пишем,читаем" Стр.38
4. «Насекомые» (с. 38) Задачи. Учим ребенка разгадывать ребусы, вставлять пропущенные в слове буквы, обобщая их (согласные в слове насекомые). Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа. Закрепляем знания по теме «Насекомые». Ход игры. Ребенок разгадывает ребусы, комментируя ход своих рассуждений, записывает разгаданные слова (бабочка, стрекозы), выполняет звуковую и слоговую схемы разгаданных слов. Затем он обобщает названия отгаданных предметов (насекомые). Проанализировав недописанное справа слово насекомые, ребенок вставляет пропущенные буквы (Н, С, К, М), обобщая их как согласные. В конце игры ребенок рисует знакомых ему насекомых.
 5. «Кто сел, а кто съел» (с. 38) Задачи. На примере слов села и съела закрепляем знания о функции твердого знака. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов с Ъ. Учим ребенка самостоятельно дописывать пропущенное в предложении слово, понятное по смыслу. Закрепляем навык составления небольшого рассказа по сюжетной картинке и умение заканчивать рисунок по точкам.











                     12.05.2020 Тема: Растения луга и сада.
Для закрепления знаний о растениях используйте альбом № 4 Н.Э. Теремковой тема "Цветы" рекомендуемые задания с 1 по 9.


    1. Назови  цветы, которые знаешь.
    2. Назови садовые цветы, полевые, лекарственные растения, растения занесенные в Красную книгу.
    3. Назови части цветка. (корень, стебель, лист, бутон, лепестки)
    4. Назови какой:
Тюльпан (какой?), незабудка (какая?), роза (какая?).
    5. Посчитай до 5:
1 красная роза, 2 красные розы…, полевой лютик, лечебный цветок.
    6. Назови ласково:
Луг, сад, поле, клумба, корень, стебель, лист, бутон, лепесток, букет, венок, роза, ромашка, тюльпан.
    7. Составь предложения со словосочетаниями из задания № 5.
    8. Составь рассказ о своем любимом цветке по плану:
Что это?
Какие части у этого цветка?
Садовый или полевой этот цветок?
Какая польза от этого цветка (он служит кормом животным, из него можно сделать венок, букет, это лекарственное растение)
    9. Нарисуй букет, который ты подарил(а) бы маме.

Звук и буква Ц.
«Играем, пишем, читаем» альбом № 2.
Задание 5. «Соня — садовод» (с. 32) Задачи. Закрепляем знания о правилах написания предложения: первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится знак («.», «!», «?»). Продолжаем закреплять умение анализировать предложение по количеству слов, дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение и составлять его схему. Закрепляем умение определять в предложении предлоги (ИЗ, ЗА, НА) и выделять их на схеме предложения, как отдельное «маленькое слово». Тренируем умение дописывать в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение различать садовые и полевые цветы. Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.
 Ход игры. Игра проходит в два этапа.
1. Ребенок читает название рассказа, который нужно придумать по этой картинке. Рассматривая картинку, ребенок отвечает на вопросы взрослого по ее сюжету. Читает предложения, написанные под картинкой, анализирует их схемы, дописывает недостающие предлоги («маленькие слова» за, на), знак («.» или «!») во втором и слово (растут) в последнем предложениях.
 Рисует схемы ко второму и третьему предложениям. Затем читает исправленный текст от начала до конца. После этого взрослый предлагает снова вспомнить название рассказа, объяснить, что значит садовод, и составить рассказ о том, как девочка Соня выращивала цветы.
2. Ребенок рассматривает картинки под текстом. Дает обобщающее название изображенным предметам: цветы. Взрослый предлагает проанализировать и дописать это слово, вставляя и обобщая буквы (согласные). Затем ребенок называет каждый цветок, вспоминает, к какому виду он относится (садовый или полевой), объясняет, почему цветы называются полевыми и садовыми, вспоминает, какие еще цветы относятся к тому и другому виду. Взрослый предлагает составить из цветов на картинке два букета, распределив их по видам. Чтобы догадаться, в какой из двух ваз должен находиться каждый цветок, ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слов, написанных под вазами (садовые, полевые), дописывает пропущенные буквы. Затем указывает стрелками, в какую из ваз нужно поставить каждый цветок. В конце игры ребенку предлагается нарисовать в вазах свои букеты из полевых и садовых цветов.

6. «Нарцисс» (с. 32) Задачи. Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Ребенок должен назвать нарисованный цветок и рассказать все, что о нем знает. Взрослый подсказывает, что название этого цветка написано внутри рисунка. Узнавая недописанные буквы и комментируя их правильное написание, ребенок объясняет, как нужно прочитать название этого цветка (по часовой стрелке). В заключение ребенок самостоятельно пишет слово нарцисс и составляет его звуковую и слоговую схемы. 

Что можно рассказать детям о празднике Победы 9 мая

День Победы  самый великий и серьёзный праздник, как для России, так и для многих других стран мира.
22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов — фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года.
Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран.

Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины-победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день.

Как мы отмечаем День Победы? Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и в Санкт-Петербурге, проходят военные парады. Ветераны Великой Отечественной войны надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих боевых товарищей, то, как они воевали, поют песни военных лет.

В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы. Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются.
Пусть никогда больше не будет войны!
Пусть всегда будет мир!

Танкоград (ссылка)







Труд людей весной. Хлеб всему голова.

-Вспомните названия весенних месяцев, приметы весны;

-Поговорите с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в  живой и неживой природе весной;

-Предложите ребенку рассказать о том, что происходит в природе весной, чем занимаются  люди.

-Расскажите ребенку о том, что весной люди работают на полях, в садах и

огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена  овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов. Садоводы  окапывают плодовые деревья для того, чтобы к корням хорошо поступали воздух, вода, питательные вещества. Поговорите о том, какими инструментами пользуются люди в  огороде, саду, поле.



1.Объясни пословицы:

Весной не поработаешь – зимой не поешь.

Кто весной не пролежит - целый год сыт будет.

2.Объясни словечко:
Огород, рассада, пересадка.
Составить предложения с парами слов:
Копать - грядка ; Поливать - теплица; Сажать – рассада.

3.Назови и объясни четвёртое слово:
День – ночь, лето – зима.
Птица – яйцо, растение – (семя.)
Яблоня – сад, луковица - (огород)
Клумба – цветы, грядка -(овощи)                                                                                    Лопата - копать, лейка - (поливать)                                                                                Человек – переезд, растение – (пересадка)

4. Дидактическое упражнение «Подбирай и называй» (упражняем детей в подборе
определений и глаголов к существительным):
Лопата (какая?) – железная/металлическая, новая, тяжёлая, сломанная и т.д.
Трактор (какой?) – огромный, сильный, железный, старый……
Земля (какая?) – чёрная, влажная, рыхлая, щедрая…..
Лопата (что делать?) – копать, разбивать (комья земли)….
Рассада (что делать?) – высаживать, выращивать, укрывать, удобрять….

5. Дидактическое упражнение «Расскажи какой?» (упражняем детей в образовании
относительных прилагательных от существительных по аналогии):
апрель – апрельский поле – полевой
сад – садовый огород – огородный
семена – семенной пшеница – пшеничный…

6. Дидактическое упражнение «Слова - родственники» (учим детей образовывать родственные слова по схеме-алгоритму):
Огород – огороды, огородик, огородище, огородный, огородить, огородник.
Поле – полюшко, поля, полевой, полевод.
Трактор – трактора, тракторный, тракторист, трактористка.

7. Послушайте рассказ. Придумайте заголовок к рассказу. Ответьте на вопросы и
перескажите.

Солнечным весенним утром Ваня и Ника помогали маме высаживать в теплицу рассаду  помидоров. Мама рассказала детям о том, какие красивые, необычные и полезные овощи– томаты.
Всё лето дети помогали маме ухаживать за рассадой: поливали растения,
выпалывали сорняки и рыхлили землю вокруг саженцев. Скоро рассада превратилась в крепкие кустики томатов. На кустиках появились мелкие жёлтые цветы, которые вскоре превратились в маленькие зелёные помидорчики.
К осени помидоры созрели. Ника помогала маме срывать красные душистые плоды, а Ваня укладывал их в деревянные ящики. Урожаем томатов все были довольны.

Вопросы по содержанию текста:
Какие овощи называются томатами? (Томатами называют помидоры.)
Где проходили события этой истории?
Что такое теплица?
Зачем весной рассаду высаживают в теплицу?
Что делали Ника и Ваня солнечным весенним утром?
Кто рассказал о пользе томатов детям?
Как ухаживали Ваня и Ника за рассадой томатов?
Как изменялась рассада томатов в течении всего лета?
Что делали дети осенью?


  Буква Ф. (ссылка)

Звуки Ф и Ф` (ссылка)

Закрепляем пройденный материал о согласных звуках. Согласные звуки: твердые и мягкие. Предлагайте ребенку придумать слова с определенным звуком. В помощь вам предлагаю материал(ссылка) с подбором слов. 

  

Рыбы морей и океанов.

Для успешного ознакомления детей по данной теме используйте альбом Н.Э. Теремковой №4 тема "Рыбы" 

задания с 1 по 13. Так же с целью расширения представлений о подводном мире можно использовать материал по ссылке.  




Буква Ъ ссылка



---------------------------------------------------------------------------------------------

Буква ь


Транспорт

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Буква Ю













25.09.19. Буква У.


14.02.2019. Знакомим с твердым звуком Б. Буква Б.

Различаем звуки  П и Б.

29.01.2019. Знакомим с звонким твердым согласным В. Буква В.


19.10.2018. Знакомим с местоположением согласного звука М ( в начале, середине, и в конце)


29.04.2018. Знакомим с местоположением согласного звука С  (в начале, и в конце слова)




29.03.2018. Знакомим детей с простыми словами.

Определяем гласные звуки в слове.

25.02.2018. Знакомим детей с согласными звуками.





31.01.2018. Знакомим детей с согласными звуками.


11.01.2018.


08.12.2017.

Лексическая тема : "Зима".

27/11/2017

Учим с детьми символы гласных звуков.


Рекомендации для занятий детей дома.

17/07/2017/

Советы родителям:

 Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно.

 Слушайте дома хорошую музыку, чувство ритма важно в освоении речи. Пойте вместе с ребенком. Спускаясь и поднимаясь с ребенком по лестнице, считайте вместе ступеньки.

Вспомните про народный фольклор — потешки, простые стишки, сказки. Найдите 15 минут, чтобы обсудить прочитанное, задайте ребенку вопросы, пусть вспомнит содержание сказки.

 Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы, шнуровки — все эти игрушки должны быть у ребенка. Рисование тоже способствует развитию мышления, воображения и речи. Но правило здесь такое: играйте вместе с детьми.

Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми сами, говорите с ними как со взрослыми.

Заведите дома традицию семейных ужинов — пускай мама, папа и ребенок расскажут по очереди, как провели день. Не важно, что ребенок мал, пусть говорит как умеет.

 Обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи. Если в семье говорят на двух языках, это тоже может нанести вред.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий