Тема недели: Перелетные птицы. 11.04-15.04
Наступила весна и перелётные птицы возвращаются в родные
края. Пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов.
Птицы, прилетающие весной, хорошо знакомы с этим порядком
вещей и никогда не нарушают его. Раньше всех возвращаются в родные места
трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, и стараются успеть прибыть к
начавшемуся ледоходу. Как вам картинка? Плывут льдины по воде, а по ним бегут
грациозные трясогузки.
Ещё снег не сошёл на полях, а грачи, прилетевшие на зов
весны, уже деловито расхаживают по оттаявшим дорогам и холмам, собирают скудную
пищу. И тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и
начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит
потомство.
Вслед за грачами прилетают скворцы и жаворонки. Первая песня
жаворонка — свидетельство того, что весна наступила уже бесповоротно.
Обычно у жаворонков и скворцов, как и у других птиц, первыми
добираются до родины самцы и встречают звонкими песнями своих подруг. Позже, в
разгар прилёта, птицы прибывают скопом, все вместе – и самцы и самки. И уже в
третью фазу прилёта появляются одиночные, запоздавшие птички. Видимо, в дороге
их задержали какие-то дела.
Весной птицы летят на родину не потому, что в местах зимовки
корма стало меньше. Нет, их гонит обратно сложный инстинкт размножения,
обусловленный состоянием нервной системы и желез внутренней секреции.
Прилёт птиц всегда происходит более дружно и заканчивается
быстрее, чем отлёт. Оно и понятно почему: птицам, прилетающим весной, нужно
спешить к гнёздам, выводить потомство. Это закреплено генетически.
Календарь прилёта перелётных птиц (приблизительный, широта
Челябинск-Екатеринбург)
18-20/III – грачи25/III – 6/IV – скворцы
1-10/IV – жаворонки, лебеди, дрозды, зяблики, пустельги, коршуны
11-20/IV – массовый прилёт гусей, уток, чаек, журавлей, куликов
20-30/IV – пеночки, горихвостки, вальдшнепы, лесные коньки
1-10/V –
ласточки, мухоловки
10-20/V – соловьи, стрижи
20-30/V — иволги
10-20/V – соловьи, стрижи
20-30/V — иволги
Итак,
весной, как только начинает пригревать солнышко, и день становится длиннее,
птицы вновь возвращаются в родные места.
Для того,
чтобы закрепить знания детей, рекомендуем Вам
во время
прогулок вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения
произошли в природе, понаблюдать за поведением птиц.
Рекомендуем игры,
в которые можно поиграть дома с Вашим ребенком, закрепляя знания по данной
теме:
Игра «
Живой - неживой»:
(Кто это?)
скворец - он живой.
(Что это?)
камень - он неживой....
Дидактическая
игра «Счёт птиц»:
Один
скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.
Дидактическая
игра «Улетает — не улетает»:
Взрослый
называет птицу, а ребенок говорит, перелётная она или зимующая.
Игра
«Назови ласково»:
Соловей -
соловушка, скворец - скворушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка...
Составление описательных
рассказов о перелетных птицах:
Сначала
рассказывает взрослый, затем ребенок по алгоритму:
Кто это?
Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детёныши? Чем питается?
Упражнение
для пальчиков (при назывании птичек - загибать пальчики на руке).
Пой - ка,
подпевай - ка, десять птичек - стайка.
Эта птичка -
соловей, эта птичка — воробей.
Эта птичка -
совушка, сонная головушка.
Эта птичка -
свиристель, эта птичка - коростель.
Эта птичка -
скворушка, серенькое перышко.
Эта -
зяблик, это - стриж, это — развесёлый чиж.
Ну, а это -
злой орлан. Птички, птички, по домам!
(Сжать пальчики в кулачки)
(И. Токмакова)
Комментариев нет:
Отправить комментарий