понедельник, 11 апреля 2016 г.

Перелетные птицы.

Тема недели: Перелетные птицы. 11.04-15.04

 Наступила весна и перелётные птицы возвращаются в родные края. Пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов.

Птицы, прилетающие весной, хорошо знакомы с этим порядком вещей и никогда не нарушают его. Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, и стараются успеть прибыть к начавшемуся ледоходу. Как вам картинка? Плывут льдины по воде, а по ним бегут грациозные трясогузки.

Ещё снег не сошёл на полях, а грачи, прилетевшие на зов весны, уже деловито расхаживают по оттаявшим дорогам и холмам, собирают скудную пищу. И тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство.

Вслед за грачами прилетают скворцы и жаворонки. Первая песня жаворонка — свидетельство того, что весна наступила уже бесповоротно.

Обычно у жаворонков и скворцов, как и у других птиц, первыми добираются до родины самцы и встречают звонкими песнями своих подруг. Позже, в разгар прилёта, птицы прибывают скопом, все вместе – и самцы и самки. И уже в третью фазу прилёта появляются одиночные, запоздавшие птички. Видимо, в дороге их задержали какие-то дела.

Весной птицы летят на родину не потому, что в местах зимовки корма стало меньше. Нет, их гонит обратно сложный инстинкт размножения, обусловленный состоянием нервной системы и желез внутренней секреции.

Прилёт птиц всегда происходит более дружно и заканчивается быстрее, чем отлёт. Оно и понятно почему: птицам, прилетающим весной, нужно спешить к гнёздам, выводить потомство. Это закреплено генетически.

Календарь прилёта перелётных птиц (приблизительный, широта Челябинск-Екатеринбург)
18-20/III – грачи
25/III – 6/IV – скворцы
1-10/IV – жаворонки, лебеди, дрозды, зяблики, пустельги, коршуны
11-20/IV – массовый прилёт гусей, уток, чаек, журавлей, куликов
20-30/IV – пеночки, горихвостки, вальдшнепы, лесные коньки
1-10/V – ласточки, мухоловки
10-20/V – соловьи, стрижи
20-30/V — иволги

Итак, весной, как только начинает пригревать солнышко, и день становится длиннее, птицы вновь возвращаются в родные места.

Для того, чтобы закрепить знания детей, рекомендуем Вам
во время прогулок вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, понаблюдать за поведением птиц.

Рекомендуем игры, в которые можно поиграть дома с Вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:

Игра « Живой - неживой»:
(Кто это?) скворец - он живой.
(Что это?) камень - он неживой....

Дидактическая игра «Счёт птиц»:
Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

Дидактическая игра «Улетает — не улетает»:
Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелётная она или зимующая.

Игра «Назови ласково»:
Соловей - соловушка, скворец - скворушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка...

 Составление описательных рассказов о перелетных птицах:
Сначала рассказывает взрослый, затем ребенок по алгоритму:
Кто это? Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детёныши? Чем питается?

Упражнение для пальчиков (при назывании птичек - загибать пальчики на руке).
Пой - ка, подпевай - ка, десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей, эта птичка — воробей.
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Эта - зяблик, это - стриж, это — развесёлый чиж.
Ну, а это - злой орлан. Птички, птички, по домам!
        (Сжать пальчики в кулачки)
                                                                          (И. Токмакова)









































 

Комментариев нет:

Отправить комментарий